Проезжая мимо бобра

Впрочем, ближайшие окрестности Минска туристами из России уже освоены. Совсем другое дело — областные центры, где туристический ажиотаж еще не наступил, а все то, ради чего стоит побывать в братской республике, представлено в изобилии.

Из ближайших к России белорусских городов, расположенных практически по дороге из Москвы в Минск, стоит отметить как минимум три. Для начала упомянем Бобруйск, прославившийся в городском фольклоре новейшего времени, — на фоне памятника бобру принято фотографироваться, чтобы с гордостью разместить такой снимок в «Живом журнале» или на странице в фейсбуке. Впрочем, оставаться в этом городке на более долгий срок, нежели необходимо для фото, не имеет смысла.

А вот в Могилеве можно и задержаться. Этот город занимает стратегическое положение и известен как крепость с XIII века. Белоруссии не повезло — через нее проходили все основные войны, которые велись Россией, в том числе обе мировые. Они, естественно, сопровождались разрушениями. Царь Петр I, например, приказал сжечь Могилев, чтобы здесь не окопались шведы.

Впрочем, сохранившиеся остатки крепостных укреплений дают представление о том, каким был Могилев в свои лучшие годы. Монархистам на заметку: именно в Могилеве в годы Первой мировой войны располагался штаб русской армии. Отсюда, из Могилевской ставки, последний русский царь Николай II последний раз отправился в столицу, но не доехал и отрекся от престола.

Здесь же, на городском вокзале, был застрелен последний Верховный главнокомандующий русской армией генерал Духонин. Когда-то в Могилеве даже планировали разместить столицу Белорусской ССР. В общем, город с ин-тересной историей. Но при этом милый и провинциальный, с характерной для Беларуси неспешной жизнью и радушным местным населением.

Не менее приветлив и Гомель — еще один областной центр на востоке Белоруссии, правда, ближе к Украине, нежели к России. Но если Могилев — место историческое, то Гомель скорее город-усадьба. Когда-то это место Екатерина II подарила знаменитому полководцу Румянцеву-Задунайскому «для увеселения».

Веселиться в городе генерал-фельдмаршал не пожелал, поэтому выстроил отдельное село для государственных учреждений, а в Гомеле расположил свою усадьбу и парк. Место действительно живописное — высокий берег реки Сож, широкие аллеи... Дворец и парк сохранились, сейчас здесь гуляют гомельчане и туристы. Статус города Гомелю вернул еще один полководец с двойной фамилией — генерал Паскевич-Эриванский, героический усмиритель Кавказа, победитель персов и, кстати, руководитель подавления польских восстаний.

Он даже похоронен в Гомеле. Кстати, в числе знаменитых уроженцев Гомеля — Андрей Андреевич Громыко, многолетний министр иностранных дел СССР. А еще в этом городе расположен один из лучших цирков всего бывшего Советского Союза.

Туристам среднего возраста и старше областные центры Белоруссии могут показаться особенно близкими, почти заповедниками советской эпохи -— знакомые элементы оформления иногда вызывают странное чувство узнавания. Способствует и сервис: белорусы приветливы, но отнюдь не подобострастны, гостям они рады, но выворачиваться наизнанку ради них не будут.

Здесь настоятельно не рекомендуют нарушать правила — и дорожного движения, и обмена валюты, и вообще поведения на улицах. Нарушителей обязательно накажут безо всякой скидки на гражданство другого государства. Однако благодаря таким строгостям в Белоруссии спокойно, безопасно и удивительно чисто — чистоте улиц того же Гомеля может позавидовать даже Швейцария.