Северная Осетия - Алания

Современные историки сходятся в том, что осетинский этнос — это потомки аланов и коренных племен Кавказа. Обработанные пластинки и рубила из камня были найдены археологами в 4 км от нынешнего Владикавказа, возле хутора Попов. Этой стоянке неандертальцев (Ашельская культура) - около 150 тысяч лет Стоянки Мустьерской культуры (30— 40 тыс. лет назад) найдены у поселка Редант-1, сел Карджин, Заманкул, Старый Батакоюрт Римский историк I в.

Иосиф Флавий писал: «Племя аланов есть часть скифов, живущая вокруг Танаиса и Меотийского озера». (Танаис — это Дон, Меотийское озеро — Азовское море.) Великое переселение народов IV—VII вв., вызванное движением с Востока на Запад гуннов, и привело часть аланов на Кавказ. Другая их часть ушла вместе с гуннами в Европу. Первые известные аланские памятники в Северной Осетии относятся к V в.

Кратчайший путь в Закавказье, Дарьяльский перевал, уже в VI в. именуется Аланским. В это время аланы переживают важную метаморфозу: из кочевников становятся народом оседлым и начинают строить свое государство. Сначала это были два племенных объединения, но, после того как произошло их объединение в X в., Алания становится влиятельным на Кавказе сильным государством, достигшим расцвета в X-XI вв. Монголо-татарское нашествие на равнины Кавказа, начавшееся в 1222 г., прервало это развитие.

Потеряв плодородные земли на Кубани, большая группа аланов снова ушла на Запад, оставшаяся — поднялась в горы. Монголо-татары не оставляли их в покое, но не смогли покорить, что отметил в своем дневнике 1253-1255 гг Гийом Рубрук, монах-францисканец и путешественник, наблюдавший это по пути в Каракорум. Осетинские историки М. М. Блиев и Р. С. Базаров полагают, что фактически Осетия присоединилась к России в 1830 г.. именно с этого момента царская администрация уже полностью контролирует и Северную, и Южную Осетию.

Но еще раньше, в 1784 г., при Екатерине II, на месте осетинского села Дзэеуджыхъэеу в Северной Осетии была основана крепость Владикавказ, «русский мост в Закавказье», как сразу же стали ее называть. Тогда же начинается христианизация Осетии. Православные священники в своем стремлении крестить язычников (каковыми они полагали осетин) нередко прибегали не только к убеждению, но и к раздаче подарков и льгот, при поддержке чиновников.

Сознательно используя неписаный закон осетин, по которому невозможно обидеть старшего по возрасту не то что возражением ему, но даже взглядом. Так же действовали и мусульманские муллы, но начали они раньше, в XVI в. Сегодня наряду с православным храмом во Владикавказе (до революции их в этом городе было несколько) действуют также две мечети, суннитская и шиитская, одна мечеть в Беслане.

А между тем все осетины, кем бы по вероисповеданию они себя ни называли, верны вере своих древних пращуров — ариев (индоиранцев). К язычеству, в традиционном понимании этого слова, эту веру в Творца Мира и духов, подчиненных ему, в существование загробного мира однозначно относить не совсем верно. Хотя храмов эта вера не имеет, но лишь потому, что храмом считается вся вселенная.

Все обряды совершаются под открытым небом. Роль священника исполняет старейшина рода или общества. Устои этой веры передаются из уст в уста, от отца к сыну, от матери к дочери, из поколения в поколение. К усопшим осетины относятся почтительно-благоговейно, о чем говорят и обряды поминания, и многочисленные памятники-склепы и некрополи, рассеянные в горах: душа умершего, в этой системе понятий, остается живой.

При детях не дозволяется никаких резких слов и поступков, никаких криков: это убережет душу ребенка от несправедливости в будущем, свято верят осетины.