Карнатака

  • Печать

Расположенный на побережье южной Индии штат Карнатака с незапамятных времен был овеян легендами. Путешественники, которые приезжали сюда с разных концов света, описывали богатство ее жителей, великолепие дворцов и атмосферу здешних храмов как нечто несравненное. Время не уничтожило следов былого великолепия, благодаря чему памятники архитектуры Карнатаки никого не оставляют равнодушными. Многие из них были внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. К последним относится древняя столица королевства Виджаянагар — Хампи — и каменные храмы Паттадакала.

Империя Виджаянагар занимала весь южный субконтинент. Ее столица, которую с XIV по XVI век называли «Победоносным градом», была могущественнейшим и богатейшим городом в этой части Азии. Виджаянагар начал строить Харихара I (1336- 1356), выбрав южный берег реки Тунгабхадры как естественное укрепление. Столица быстро развивающегося царства одновременно стала центром науки и искусств. Это произошло благодаря правителю Букка Рая I (1356- 1377), который ввел указ, охраняющий представителей всех религий, живущих на этих землях Однако пик расцвета «Победоносного града» пришелся на период правления Кришны Девы Рая (1510-1529).

Еще в те времена важнейшим местом культа современного Хампи был храм Вирупакши или Шивы, почитаемого в образе Пампапати. Ворота в это дравидийское святилище представляют собой 50-метровую богато украшенную гопуру. Здесь собираются толпы местных жителей почитающих своих богов. Недалеко от Вирупакши расположен храм Кришны, который король Кришна Дева Рая воздвиг в память о победе над Орисом, а также монолитная статуя Вишну 1528 года. Единственный бог вайшнавизма скрыт здесь под видом получеловека-полульва.

Однако самым замечательным зданием священного места Виджая- нагара является храм Витхобы (Виттхала) 1513 года. Он также посвящен аватару Вишну — Кришне в Воплощении Того, который Сохраняет. Внутрь здания ведет огромный зал — Махамандапа. Его характерные колонны украшены мифическими фигурами богов, демонов и животных. Колонны использовали также и в качестве музыкальных инструментов. Ударяя по музыкальным столбам, можно было извлечь звуки разной тональности и высоты.

Перед храмом почитают Гаруду, огромного орла, на котором восседает Вишну. Здесь стоит необычная каменная повозка или, скорее, колесница для процессий. Она занимает центральное место на Празднике колесниц, во время которого проезжает по улицам города. В некотором удалении от Священного города находятся постройки древних правителей Виджаянагара. Огромная 11-местная конюшня похожа на дворцовую аркаду. К сожалению, сохранились лишь купальни, а скорее нечто вроде пруда с лестницей, а также смотровая площадка Маханавами Дибба.

За царскими банями находятся руины гарема, где сегодня можно осмотреть лишь несколько фрагментов, — Лотус-Махал. Этот небольшой двухэтажный павильон, объединивший в себе индийскую и исламскую эстетику, вероятно, являлся местом встреч представителей царского дворца.

Двигаясь дальше по священному пути, мы попадаем в Бадами, который также называется Ватапи. Династия Чалукья сделала этот город своей столицей в 540 году н. э., и этот статус он сохранил до середины VIII века. В период правления Чалукья в крутых склонах красного песчаника были высечены храмовые пещеры. Первая из них — храм, посвященный Шиве, — производит наиболее сильное впечатление. Колонны и столбы, подпирающие потолок, образуют настоящий лабиринт.

Выдвинутые на первый план барельефы с изображением танцующего многорукого Шивы-Натараджи — это один из наиболее архаичных образов этого бога. В святилище не обошлось и без неотъемлемого атрибута Шивы, символа мужского начала—лингама. Массивный лингам высечен в тыльной стене пещеры.

Две другие пещеры посвящены Вишну. Во второй пещере он представлен в лице В ар ахи — полукабана-получеловека, а в третьем сидит на огромной змее Адишеше со своим небесным верховым конем. Последняя пещера была высечена позже всех, в XI-XII веках. В ней почитали джайнистских божеств.

Символическое значение мифических образов напоминает о необычайно развитой системе верований того времени. Династии Чалукья мы также обязаны замечательным сакральным комплексом, расположенным в близлежащем Паттадакале.